Песнь первая » Выход из Ада к подножию горы Чистилища
4. Второе царство - то есть Чистилище. Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
7. Мертвое... песнопенье - потому что описывало область вечной смерти - Ад.
9-12. Пусть Каллиопа... - Девять дочерей фесалийского царя Пиера, Пиериды, дерзнули состязаться с музами в искусстве песнопения, но были посрамлены и превращены в сорок. На стороне муз выступала Каллиопа, муза эпической поэзии, старшая из девяти муз (Овидий, «Метаморфозы», V, 294-678).
19-21. Маяк любви, прекрасная планета - то есть Венера, затмевающая своей яркостью созвездие Рыб, в котором она находилась.
22. К остью - то есть к небесному полюсу, в данном случае южному.
23-27. Четыре звезды («Чистилище», VIII, 91-92; XXXI. 106) символизируют четыре «основные» («естественные») добродетели древнего мира (мудрость, справедливость, мужество и умеренность).
24. Первых озарял людей - то есть Адама и Еву, обитавших в Земном Раю.
29. К остью полуночи - в сторону Северного небесного полюса.
30. Колесница - Большая Медведица, скрытая за горизонтом.
31. Некий старец - Катон Младший Утический (95-46 гг. до н. э.), государственный деятель последних времен Римской республики, который, не пожелав пережить ее крушение, покончил с собой (в городе Утике - см. ст. 74). Данте делает его стражем Чистилища, на вершине которого, по мысли поэта, дух обретает свободу («Чистилище», XXVII, 140-142).
41. Слепой водопад - подземный ручей, вдоль которого поэты поднимались из Ада.
42. Оперенье - величавая борода Катона.
58. Последний вечер - то есть смерть. В стихах 59-60 имеется в виду духовная смерть, угрожавшая заблудшему.
71. Он восхотел свободы - духовной свободы, которая достигается посредством нравственного очищения. Этой свободе, не осуществимой без свободы гражданской, Катон посвятил и отдал жизнь (ст. 73-75).
75. В грозный день - то есть в день Страшного суда.
77. Минос. - Вергилий, как обитатель Лимба, не подвластен Миносу.
78. И круг мой - тот, где Марция твоя... - Лимб, где обитает Марция, жена Катона («Ад», IV, 128).
80. Считать ее своей. - Катон уступил Марцию своему другу Гортензию, после смерти которого она снова вернулась к Катону, желая умереть «его Марцией».
82. Твои семь царств - то есть семь кругов Чистилища.
88. Зловещий вал - волны Ахерона, окаймляющего Ад.
89. Изведенный силою чудесной - из Лимба («Ад», IV, 46-63).
94. Тростьем опояшь его - тростником, символом смирения.
98. Первому из слуг - ангелу-привратнику («Чистилище», IX, 76-84). |