Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
  Книга первая
  Книга вторая
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … Книга вторая
… … I - III
  … … IV - V
  … … VI
  … … VII - IX
  … … X - XI
  … … XII - XIII
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

О народном красноречии » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга вторая » I - III

 

I

1 ...Наилучший язык не присущ никому, кроме обладающих дарованием и знанием.- Данте еще раз высказывает мысль о первенстве в искусстве одаренных и знающих (ср.: "Новая Жизнь", гл. XXV).

II

1 ...Душой растительной, животной и разумной...- См.: "Новая Жизнь", примеч. 4, 6, 8 к гл. II.

2 ...Объединяется с естеством ангельским.- См.: "Пир" III, 2, 3.

3 ...Любовным наслаждением.- В оригинале - "venus", в смысле чувственной любви.

4 Бертран де Борн.- Знаменитый провансальский трубадур (род. до 1140 г.). В 1215 г. упомянут как монах монастыря Далон. До пострижения Бертран де Борн был блестящим рыцарем, воспевавшим военные подвиги. Он поссорил принца Генриха (ум. 1183) с его отцом, королем Англии, и был виновником войны между ними. Данте говорит с большим уважением о щедрости Бертрана де Борна в "Пире" (IV, 11). В "Аду" Бертран появляется в девятом рве, среди зачинщиков раздоров и поджигателей войны: его безголовое тело шагает среди тьмы и держит в руке за космы свою голову как фонарь.

5 Арнаут Даниель.- Arnautz Daniels не менее известный трубадур, чем Бертран де Борн. Его литературная деятельность относится к 1180-1210 гг. Поэзия его отличается редкими и сложными формами (caras rimas), затаенным смыслом, новаторством; в его стихах много неологизмов. Гвидо Гвиницелли назвал в "Чистилище" (XXVI, 117) Арнаута Даниеля лучшим "ковачом родного слова". Он имел значительное влияние на Данте (см. секстины в цикле "Стихов о Каменной Даме").

6 Герард де Борнель (Геральд де Борнейль).- Данте хвалит его здесь как поэта добродетели и справедливости (rectitudo), глашатая морального начала, ставя его выше поэтов любви. Однако в "Чистилище" (XXVI, 118-120) Данте предпочитает "лимузинцу" Арнаута Даниеля.

7 ...Чино да Пистойя - любовь, друг его - справедливость.- Данте уступает Чино пальму первенства как поэту любви, оставляя за собой первенство в области поэзии моральной, аллегорической и поучительной (таким он и является нам в "Пире").

8 ..."Non posc mudar...".- Провансальский комментарий (razo) к этой канцоне рассказывает, что, побуждаемый воинственными песнями Бертрана де Борна, Ричард Львиное Сердце, король Англии, объявил войну Филиппу II Августу, королю Франции, в 1194 г. Тогда трубадур написал эту сирвентезу, вызвавшую восхищение воинственных баронов.

9 ..."L'aurе amara...".- Так начинается любовная канцона Арнаута Даниеля, отличающаяся сложностью рифм и музыкальностью.

10 ..."Per solaz reveillar...".- Первый стих морализирующей сирвенты (боевая песня, иногда сатира, пререкание) Геральда де Борнейля, в которой автор оплакивает исчезновение добродетели и куртуазии в замках сильных мира сего и говорит о том, что там царят обман и насилие. Дом трубадура был разграблен мощным феодалом, и сам он должен был спасаться бегством. Тема близкая Данте.

11 ..."Digno sono...".- Любовная канцона Чино да Пистойя, написанная еще под влиянием "старой" сицилийской манеры, но с некоторыми стилистическими особенностями "сладостного нового стиля".

12 ..."Doglia mi reca...".- См. перевод канцоны Данте "Стремление к тому, что с правдой дружит..." 64 (CVI) и примеч. к ней.

III

1 ...Баллаты стоят выше сонетов.- Баллаты, предназначенные для музыки и танцев, писались средним стилем. Сонет мог "подыматься" до высокого стиля, но также "падать" до низкого и принимать простонародные выражения и вольную лексику городской сатиры.

2 ...Все достойное возвышеннейшей народной речи должно излагаться в канцонах.- Взгляд Данте и его друзей на канцону чрезвычайно интересен для теории литературы и исторической поэтики. Впоследствии Данте отойдет от пуризма этой главы. В песнях "Божественной Комедии" дерзновенно смешиваются все стили.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)