Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
  Книга первая
  Книга вторая
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … Книга вторая
  … … I - III
  … … IV - V
  … … VI
… … VII - IX
  … … X - XI
  … … XII - XIII
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

О народном красноречии » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга вторая » VII - IX

 

VII

1 ...Из-за чего искривляется определенная линия добродетели...- "Моральное совершенство находится посредине" - мысль, не раз высказанная Аристотелем, например, в "Этике" (IV, IV, 15). Данте в "Пире" предупреждает о том, что следует опасаться свернуть со среднего верного пути (IV, 17), также в "Рае" (XXII, 35). Нарушение меры почиталось грехом у итальянских поэтов XIII в., а также у трубадуров и труверов.

2 ...Как важно отсеивать отборные слова...- Для создания высокого стиля Данте приступает прежде всего к отбору слов. Сторонником лексического пуризма будет в XVI в. Пьетро Бембо, осудивший многие слова и выражения самого Данте. В "Божественной Комедии" Данте откажется от этого "отсеивания"; его гений найдет применение в должном месте тем словам, которые он отбросил.

3 "Honorificabilitudinitate".- Данте подсчитывает количество слогов в "длинных словах", чтобы найти их границу. Он отмечает в латинском как предел 1 и 12-13 слогов, устанавливая прямую связь между ритмом и комбинацией слов разной длины.

VIII

1 ...Да и мы подобные слова, написанные на листочках и никем не исполняемые, называем канцонами.- Во времена Данте произошел разрыв между поэзией и музыкой; поэт стал независим от исполнителя. Канцоны еще пелись, и размер их был связан с тем или иным музыкальным строем, но уже часто стихи были предназначены только для чтения.

2 Итак, мы говорим, что канцона... есть соединение трагическим слогом равных станц без репризы в единую мысль...- Канцона, по мнению Данте, должна сочиняться "трагическим", т. е. высоким, стилем (соблюдая отбор лексики и правильный грамматический строй). Каждая станца (строфа) канцоны, кроме заключительной "посылки" (обращения), должна ритмически быть равной предыдущей. Кроме того, в ней не должно быть повтора, припева (репризы), как в баллатах и канцонеттах, которые пишутся средним, а не высоким стилем. Данте также считал необходимым единство мысли в каждой станце. Он настаивал на том, что в канцоне должны преобладать одиннадцатисложные стихи, изредка пересекаемые семисложными, причем канцона не должна начинаться кратким стихом, что случалось, впрочем, у других поэтов "сладостного стиля".

3 ..."Donne, che avete intelletto d'amore..." - Как один из образцов совершенной канцоны Данте приводит свою раннюю канцону (см.: "Новая Жизнь", гл. XIX). Заметим, что эта канцона содержит только одиннадцатисложные стихи.

4 ...Об этом мы намерены рассуждать в книге четвертой.- Она не была написана.

IX

1 Станца.- Строфа в средневековой латинской лирике называлась "копула" (copula), в провансальской - "кобла" (cobla). Слово "станца" (stanza) в итальянском языке народного происхождения. Станца, повторяющаяся в канцоне, является ее основной единицей.

2 Ведь в каждой станце допустимо обновлять рифмы и повторять одни и те же как угодно...- В итальянской поэзии XIII - начала XIV в. система рифм во всех строфах строго повторялась, причем, конечно, варьировались созвучные слова [см. схемы рифм в примеч. к канцонам в т. 4 наст. собр. соч.- Ред.].

3 ...Это искусство содержится в том, что мы назвали "расположением частей".- Рифма связывает и вместе с тем делит строфы канцоны. От системы рифм зависит в значительной степени архитектоника канцоны. См. о рифме ниже, в гл. XIII.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)