1 ...Будучи произведением Божественного разума...- См.: "Ад" XI, 97-100.
2 ...Природа всегда действует ради цели.- Аристотель, "Физика" II, I; "О возникновении животных" I, I.
3 ...Силы и свойства мест здесь, на земле.- См. выше, I.
4 ..."...Ниспроверженных щадить и ниспровергать горделивых!" - "Энеида" VI, 853.
5 ..."...Правил Италией он..." - "Энеида" IV, 230.
|
1 ..."Без веры угодить Богу невозможно".- Послание к евреям 11, 6.
2 ..."Если кто из дома Израилева заколет тельца..." - См.: Левит 17, 3-4.
3 ...Заклание животных - человеческие действия.- В этой фразе Данте, прибегая к системе толкования богословов, придает событиям Ветхого завета (Библии) типологическое значение. События Ветхого завета "предызображают", предвозвещают то, что должно случиться в Новом завете; исторический (буквальный) смысл их не исчезает, но как бы затемняется, и на первое место выступает "то, что будет", то, что исполнится в новые времена. При этом, конечно, событиям придается иносказательное или символическое значение. Система иносказательного толкования встречается и у еврейских раввинов (особенно в Александрии), затем у апостолов; она была широко распространена в Средние века.
4 ...Решение о Самуиле против Саула...- См.: Первая книга Царств 15.
5 ...Об освобождении сынов Израилевых.- См.: Исход 8.
6 Ведь "cenare" ("состязаться") происходит от "certum facere" ("делать достоверным").- Этимология Данте неверна. Подобные объяснения смысла слов были нередки в Средние века (например, в этимологическом словаре Угуччоне из Пизы "Magnae derivationes", которым Данте часто пользовался).
7 Аталанта и Гиппомен.- Аталанта - знаменитая аркадская охотница; добивавшимся ее руки она предлагала состязаться в беге. Побежденная Гиппоменом, применившим хитрость, Аталанта стала его женой. Овидий в "Метаморфозах" (X, 560) рассказывает, что Аталанта и Гиппомен забыли принести жертву Афродите, которая превратила их во львов.
8 8 Эвриал.- Троянский герой (см.: "Энеида" V, 334).
|
1 Римский народ одержал верх над всеми, кто боролся за мировое владычество...- Это утверждение первенства римского народа могло бы показаться "имперским". Однако Данте как в этой, так и в предыдущих главах настаивал на моральном превосходстве римлян, на их самопожертвовании и патриотизме, а не только на военных талантах. Для Данте древнеримское государство - прообраз мирового интернационального государства. Продолжая свой спор с богословами, и прежде всего с Августином, Данте утверждает самобытность светской империи, видит Божественную волю не в распаде Римского государства, а в его особой исторической миссии. В этой и других главах Данте исполнен духом "Энеиды" Вергилия. Последователи Августина обычно противопоставляли мирные завоевания церкви военным триумфам Рима.
2 ...Под ударами Тамирисы, царицы скифов.- См.: "Чистилище" XII, 56. Сведения из "Истории" Орозия (II, 6, 7), где рассказывается, что, мстя за убийство сына, Тамириса разбила персидскую армию и отрубила голову убитого царя Кира. Она положила голову в мех, наполненный человеческой кровью, воскликнув, что царь может упиться кровью, которой он всю жизнь жаждал.
3 ...Пролив, разделяющий Азию и Европу...- См.: "Чистилище" XXVIII, 71; Орозий, "История" II, 10, 8.
4 "О бездна богатства и премудрости и ведения Божья!" - Послание к римлянам 11, 39.
5 ..."От крови восставленной Тевкра..." - "Энеида" I, 235; Тевкр - первый царь троян.
6 ...Hoт.- Южный ветер (см. у Боэция, "Об утешении Философией", II, 6, 8).
7 ..."Вышел указ от цезаря Августа о переписи во всем мире".- См.: Евангелие от Луки 2, 1. Данте придает этим словам политическое, а также юридическое значение. Они подтверждают права римского цезаря "по всей земле".
8 Из сказанного очевидно, что римский народ занял первое место в состязании...- Попытки Ассирии, Египта, Персии, Македонии основать всемирное государство не увенчались успехом. Их цари, по образному выражению Данте, "на средине своего бега упали наземь". Римская история поэтому, в глазах Данте, единственная, не сравнимая ни с одной из историй предыдущих царств. Замысел Данте остро противостоит представлению о мировой истории Августина и лишь отчасти совпадает со взглядами Орозия.
|