1 ...При разрушении которого оно разрушается.- Это определение права - одно из свидетельств того, что Данте получил юридическое образование.
2 "Дигесты".- Речь идет о старом своде законов римского права Юстиниана "Digestum vetus", составляющих первую часть "Пандектов". Данте был хорошо знаком со всеми частями кодекса (см.: "Пир" IV, 15, где он цитирует вторую часть - "Infortiatum"; ср. также: "Пир" IV, 9).
3 ..."Всегда законы должны быть толкуемы ко благу республики".- Цитата Цицерона из сочинения "О подборе материала" (I, 38).
4 ..."Закон - это узы человеческого общества".- "Книгу о четырех добродетелях" считали произведением Сенеки, кроме Данте, многие авторы Средневековья и также Боккаччо. Автором ее был Мартин, архиепископ г. Брага в Португалии (ум. 580).
5 ...Империя Римская рождается из источника благочестия.- Эта фраза часто повторялась в Средние века, так, например, в "Жизни Людовика VII" Сигерия или в привилегиях, дарованных императором Фридрихом Барбароссой жителям Равенны 26 июня 1162 г. У самого Данте см. письмо V.
6 ...Чтобы обливаться потом, следуя за волами.- Ср.: "Пир" IV, 5; "Рай" XV, 129. Данте, по-видимому, восходит здесь не прямо к Ливию, а к "Истории" Орозия (II, 12). После прославления "языческих чудес" Данте переходит к восхвалению языческих героев, утверждавших империю.
7 ..."Доле Фабриция".- "Энеида" VI, 834-844.
8 ..."...Вернувшего стяги Камилла".- "Энеида" VI, 825.
9 Разве Брут не научил первый предпочитать всему свободу отечества...- Тит Ливий II, 5. Данте в этой главе "Монархии" во многом повторяет идеи и примеры пятой главы четвертого трактата "Пира". См. также появление первого консула Брута среди языческих праведников в Лимбе ("Ад" IV, 126).
10 ...Как горит его собственная, ошибившаяся рука...- Тит Ливий II, 12. Римский юноша Муций Сцевола хотел убить царя Порсенну, осадившего Рим, но покушение не удалось ("ошибившаяся рука"). Он спокойно смотрел, как рука его горит в огне костра. "Рай" IV, 84: "Когда... суровый Муций руку жжет..."; ср. также: "Пир" IV, 5.
11 Теперь черед оных священнейших жертв, Дециев, которые ради благоденствия общего положили свои набожные души...- В "Монархии" Данте герои Древнего Рима "предвозвещают" (префигурация) грядущие подвиги христианских мучеников; они "типологичны" и являются примерами "гражданского самопожертвования" и патриотического подвига.
12 Марк Катон.- В творчестве Данте стоик Марк Катон Утический (ум. 46 г. до н. э.) играет важную роль. Этот язычник стал стражем Чистилища (см. песни I-II). Данте идеализировал его уже в "Пире" (IV, 5-6). В его самоубийстве Данте видел протест свободного человека против тирании. Он не считался с мнением Августина, полагавшего, что Катон - эгоист, не заслуживающий оправдания. Источником Данте для создания образа Катона послужило сочинение Цицерона "Об обязанностях".
13 ..."Чем смотреть в лицо тирану".- Здесь Цезарь, основатель империи, назван тираном. В "Аде" Данте обрекает убийц Цезаря на самую страшную казнь.
14 ...А потому по праву стяжал власть империи.- Следует принять во внимание, что, когда Данте писал свое сочинение, император Генрих VII был в Италии. Тема Данте была остра и актуальна.
15 ...Ибо цель в подлинном и собственном смысле является результатом права.- Данте стремится доказать, что римляне всегда преследовали "цель права" при помощи правовых норм. Цель права - само право, т. е. справедливость, результат чистого правосудия. Если поступать неправедно, цель права - справедливость - недостижима. Известен средневековый пример: нельзя подавать милостыню украденными деньгами (т. е. дарить, нарушая законы добра).
16 ...Что ясно как в положительной, так и в отрицательной форме...- При конструктивном и деструктивном модусе (см.: "Первая Аналитика" Аристотеля, II, 77). Весьма вероятно, что Данте читал толкование этого места Альбертом Великим.
17 Евбулия.- По-древнегречески "здравое суждение", "рассудительность", "благоразумие".
18 ..."...При помощи ложного среднего термина".- Ср. у Фомы Аквинского (комментарий к "Этике" Аристотеля VI, 10): "Иногда случается в логике, что приходят к верным заключениям при помощи ложных силлогизмов".
|