Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
Mонархия
  Книга первая
  Книга вторая
  Книга третья
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … Книга вторая
  … … I - III
… … IV - V
  … … VI - VIII
  … … IX - X
  … … XI - XII
  … Книга третья
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Mонархия » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга вторая » IV - V

 

IV

1 Фома.- Фома Аквинский (1226-1274). Данте не называет его святым, так как он еще не был канонизирован. Многие комментаторы "Монархии" совершенно неосновательно преувеличивают его влияние на Данте. На самом деле Данте последовательно спорит с "ангельским доктором", считавшим, что император должен быть подчинен папе. В "Божественной Комедии" ("Рай" XII, 111) Фома Аквинский упомянут один раз.

2 ..."...Вопреки обычному, установленному порядку вещей".- Данте-гуманист утверждал, вступая в спор с богословами, что историческое "чудо" римской языческой империи не есть "наваждение дьявола". В дохристианской Римской империи он видел начало всемирного государства.

3 ...Совершилось чудо песьих мух...- В русском переводе Исхода (8, 21-24) "песьи мухи" - одна из "казней египетских".

4 Австр.- Южный ветер.

5 ...Гусь, которого ранее там не видели, возвестил о присутствии галлов...- Этот гусь, о котором рассказывают Тит Ливий и Вергилий (ср. "гуси Рим спасли"), начинает серию "языческих чудес", поразивших воображение Данте как несомненные свидетельства вмешательства самого провидения в римскую историю. Заметим, что Августин иронизировал над этими "чудесами". "Не боги Рима бодрствовали,- писал он,- а гуси".

6 ...Внезапно налетевший ужасный град, внеся смятение, не дал победителям довести свою победу до конца...- Это второе "римское чудо", рассказанное Титом Ливием.

7 ...Женщина, плененная во время осады Порсенны, сорвав оковы, воодушевляемая дивным содействием Божьим, переплыла Тибр...- Третье "римское чудо". Бог - по мнению Данте - в языческие времена покровительствовал не только иудейскому народу, но и римскому.

V

1 ...При разрушении которого оно разрушается.- Это определение права - одно из свидетельств того, что Данте получил юридическое образование.

2 "Дигесты".- Речь идет о старом своде законов римского права Юстиниана "Digestum vetus", составляющих первую часть "Пандектов". Данте был хорошо знаком со всеми частями кодекса (см.: "Пир" IV, 15, где он цитирует вторую часть - "Infortiatum"; ср. также: "Пир" IV, 9).

3 ..."Всегда законы должны быть толкуемы ко благу республики".- Цитата Цицерона из сочинения "О подборе материала" (I, 38).

4 ..."Закон - это узы человеческого общества".- "Книгу о четырех добродетелях" считали произведением Сенеки, кроме Данте, многие авторы Средневековья и также Боккаччо. Автором ее был Мартин, архиепископ г. Брага в Португалии (ум. 580).

5 ...Империя Римская рождается из источника благочестия.- Эта фраза часто повторялась в Средние века, так, например, в "Жизни Людовика VII" Сигерия или в привилегиях, дарованных императором Фридрихом Барбароссой жителям Равенны 26 июня 1162 г. У самого Данте см. письмо V.

6 ...Чтобы обливаться потом, следуя за волами.- Ср.: "Пир" IV, 5; "Рай" XV, 129. Данте, по-видимому, восходит здесь не прямо к Ливию, а к "Истории" Орозия (II, 12). После прославления "языческих чудес" Данте переходит к восхвалению языческих героев, утверждавших империю.

7 ..."Доле Фабриция".- "Энеида" VI, 834-844.

8 ..."...Вернувшего стяги Камилла".- "Энеида" VI, 825.

9 Разве Брут не научил первый предпочитать всему свободу отечества...- Тит Ливий II, 5. Данте в этой главе "Монархии" во многом повторяет идеи и примеры пятой главы четвертого трактата "Пира". См. также появление первого консула Брута среди языческих праведников в Лимбе ("Ад" IV, 126).

10 ...Как горит его собственная, ошибившаяся рука...- Тит Ливий II, 12. Римский юноша Муций Сцевола хотел убить царя Порсенну, осадившего Рим, но покушение не удалось ("ошибившаяся рука"). Он спокойно смотрел, как рука его горит в огне костра. "Рай" IV, 84: "Когда... суровый Муций руку жжет..."; ср. также: "Пир" IV, 5.

11 Теперь черед оных священнейших жертв, Дециев, которые ради благоденствия общего положили свои набожные души...- В "Монархии" Данте герои Древнего Рима "предвозвещают" (префигурация) грядущие подвиги христианских мучеников; они "типологичны" и являются примерами "гражданского самопожертвования" и патриотического подвига.

12 Марк Катон.- В творчестве Данте стоик Марк Катон Утический (ум. 46 г. до н. э.) играет важную роль. Этот язычник стал стражем Чистилища (см. песни I-II). Данте идеализировал его уже в "Пире" (IV, 5-6). В его самоубийстве Данте видел протест свободного человека против тирании. Он не считался с мнением Августина, полагавшего, что Катон - эгоист, не заслуживающий оправдания. Источником Данте для создания образа Катона послужило сочинение Цицерона "Об обязанностях".

13 ..."Чем смотреть в лицо тирану".- Здесь Цезарь, основатель империи, назван тираном. В "Аде" Данте обрекает убийц Цезаря на самую страшную казнь.

14 ...А потому по праву стяжал власть империи.- Следует принять во внимание, что, когда Данте писал свое сочинение, император Генрих VII был в Италии. Тема Данте была остра и актуальна.

15 ...Ибо цель в подлинном и собственном смысле является результатом права.- Данте стремится доказать, что римляне всегда преследовали "цель права" при помощи правовых норм. Цель права - само право, т. е. справедливость, результат чистого правосудия. Если поступать неправедно, цель права - справедливость - недостижима. Известен средневековый пример: нельзя подавать милостыню украденными деньгами (т. е. дарить, нарушая законы добра).

16 ...Что ясно как в положительной, так и в отрицательной форме...- При конструктивном и деструктивном модусе (см.: "Первая Аналитика" Аристотеля, II, 77). Весьма вероятно, что Данте читал толкование этого места Альбертом Великим.

17 Евбулия.- По-древнегречески "здравое суждение", "рассудительность", "благоразумие".

18 ..."...При помощи ложного среднего термина".- Ср. у Фомы Аквинского (комментарий к "Этике" Аристотеля VI, 10): "Иногда случается в логике, что приходят к верным заключениям при помощи ложных силлогизмов".

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)