Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
Mонархия
  Книга первая
  Книга вторая
  Книга третья
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … … I - III
  … … IV - X
  … … XI
… … XII - XIV
  … … XV - XVI
  … Книга вторая
  … Книга третья
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Mонархия » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга первая » XII - XIV

 

XII

1 ...Свобода решения, которая у многих на устах, но у немногих в голове.- В представлении Боэция, так же как и Данте, свобода каждого разумного существа состоит в возможности судить о том, что следует делать, поступая по законам разума.

2 ...Интеллектуальные субстанции, имеющие неизменную волю, как и отрешенные души...- Интеллектуальные субстанции - ангелы; согласно воззрениям схоластики XIII в., им также свойственна свобода воли. Свобода воли в мировоззрении Данте необычайно важна, так как от признания этого принципа зависит учение о грехе и возмездии, искуплении и воздаянии. Отступничество Люцифера и его ангелов (и, следовательно, начала зла) объясняется свободой воли "интеллектуальных субстанций".

3 ...Величайший дар, заложенный Богом в человеческую природу...- См. "Рай" V, 19-22: "Превысший дар Создателя Вселенной / Его щедроте больше всех сродни / И для Него же самый драгоценный - / Свобода воли..." После приведенного текста "Монархии" в некоторых рукописях следует: "Sicut in Paradiso Comedie iam dixe" ("Как я уже сказал в "Рае" "Комедии"). На основании этой глоссы, вставки или автоцитаты некоторые историки литературы считали, что "Монархия" была написана после V песни "Рая", т. е. в последний период жизни Данте. Новейший издатель "Монархии" - Пьер Джорджо Риччи (см. библиографию) снова вернулся к уже не новой гипотезе о позднем возникновении "Монархии", утверждая, что она была написана во время пребывания Данте в Вероне, при дворе Кангранде делла Скала, для защиты гибеллинских интересов. Подобное мнение ранее высказывали Н. Цингарелли, Ф. Эрколи, А. Сольми и другие. Но в первом и во втором изданиях "Монархии" "Итальянского Дантовского общества" (1921 и 1960 гг.) издатель "Монархии" Энрико Ростано выпустил вставку о "Рае". Напомним, что один из крупнейших дантологов нашего века Микеле Барби не раз приводил свидетельство Боккаччо о том, что Данте написал "Монархию" во время похода Генриха VII. В издании 1965 г. Риччи отводит историко-литературные или "психологические" доводы, базируясь исключительно на "филологических данных", в точности которых мы можем порой с полным правом усомниться.

4 ...Там обретаем блаженство как боги.- Святых и блаженных Данте здесь называет "богами". Ср.: Боэций, "Об утешении Философией" III, 10.

5 ...Живущий под властью монарха наиболее свободен.- Монарх всемирного государства должен оградить свободу провинций и городов от тиранов, защитить законность и справедливость, обеспечить вечный мир на земле.

6 ...Философ в книгах "Метафизики".- Аристотель, "Метафизика" I, 2.

7 ..."...Понятия хорошего человека и хорошего гражданина совпадают".- См. "Политику" Аристотеля (III, 4).

XIII

1 ...Сделать других подобными себе...- См.: "Пир" III, 14.

2 ..."...Посредством того, что уже пребывает в действии"...- Аристотель, "Метафизика" IX, 8.

3 ...Руки убеждали его во лжи, а слова - в истине.- Иаков, желая получить от своего умирающего слепого отца Исаака благословение как первенец, по совету своей матери Ревекки прибег к хитрости и покрыл руки и шею козьей шкурой, чтобы отец принял его за старшего сына Исава, который был космат: "Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы" (Бытие 27, 22).

4 ...Философ в "Huкомaxoвoй этике"...- См. "Этику" Аристотеля (X, 1).

5 ..."...И берешь завет Мой в уста твои"...- Псалтырь 49, 16.

6 ..."Таким людям нужно в два раза больше времени для приобретения знаний".- Цитата из вторых рук, восходит, вероятно, к сочинению Галена "О познании и излечении болезней духа".

7 ..."...И справедливость Твою сыну царскому".- См.: Псалтырь 71, 1.

XIV

1 ...Ничтожнейшие суждения любого муниципия...- Муниципий - здесь: правитель города.

2 ...В пятой книге "Никомаховой этики", где рекомендуется внимание к духу закона.- "Этика" V, 4; "внимание к духу закона" - так переведен термин Аристотеля "epeyeikeia" в тексте Данте.

3 ...Имеют свои особенности, которые надлежит регулировать разными законами.- Важно отметить, что во всемирном государстве, которое проектирует Данте, выдвинут принцип автономности в законодательстве, а также сохраняются местные обычаи.

4 ...Иначе должны быть управляемы скифы, живущие за пределами седьмого климата...- Скифы, древнейшие жители Восточной Европы, о которых писал греческий историк Геродот, жили, по представлениям средневековых географов, "за пределами седьмого климата", т. е. за 48° на север от экватора. Данте здесь следует Альберту Великому.

5 ...Гараманты, обитающие под экватором...- По представлению античных и средневековых географов, жители самых жарких пределов земли ("первый климат").

6 ...И тогда делает свой частный вывод применительно к действию.- Это место важно для понимания общей политической системы Данте, потому что указывает на крайне рациональный характер власти императора мирового государства. Здесь не говорится о милости Божьей или о папском соизволении, но исключительно о законе, основанном на разуме. Этому закону с вариантами, соответствующими местным особенностям, подчинены отдельные правители. Тем самым ломалась вся средневековая иерархия и устанавливалась - пусть только в фантазии - власть разума на Земле.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)