|
|
Mонархия » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга третья » IV - VIII |
|
|
IV |
1 ...Бог создал два великих светильника, один большой, другой меньший, чтобы один светил днем, а другой - ночью.- Под этой аллегорией следует понимать власть папы (Солнце) и власть императора (Луна). Декреталисты основывались в своих суждениях в пользу папы на этом библейском тексте (Бытие 1, 16). Авторитет в каноническом праве Генрик де Суза, умерший в 1271 г. ("Остиец" - см. "Рай" XII, 83), определенно говорил, что "свет" земных владык зависит от света дневного светила - папы. Обвиненный в ереси Жан де Жандэн в своем комментарии к Аверроэсу (De substantia Orbis, II) утверждал, что Луна имеет и собственный свет. Папа Климент V в своем письме императору Генриху VII от 26 июля 1309 г. приводил образ "двух светильников".
2 ...По словам философа в книге "О софистических доказательствах".- Т. е. Аверроэса (II, 3).
3 И в том и в другом Философ упрекал Парменида и Мелисса...- Эти
мыслители упомянуты в "Рае" (XIII, 124-126): "...Парменид, Мелисс и остальные, / Которые блуждали наугад". Парменид (род. ок. 540 г. до н. э.) и его ученик Мелисс (уроженец о. Самоса) принадлежали к элейской философской школе. Аристотель упрекал их за пристрастие к софизмам.
4 ...Мистического смысла...- Т. е. анагогического (см. примеч. к гл. 1 второго трактата "Пира").
5 О первого рода ошибке говорит Августин в сочинении "О граде Божьем"...- XVI, 2.
6 ...Типически знаменуют две эти власти...- Т. е. являются их прообразами ("типами").
7 ...Ибо движение ее обусловлено собственным источником движения...- Ср. о "двигателях" небесных тел в "Пире" (II, 5).
8 Ведь она имеет и некоторый свет сама по себе...- Французский цивилист Жан де Пари в сочинении "О власти папы и императора" (XV) подобрал аргументы для доказательства собственного бытия Луны независимо от Солнца. Гипотеза о собственном свете Луны основывалась на наблюдении ее свечения во время затмений.
|
VI |
1 ...Аргумент, основанный на избрании и низложении Саула...- Об иудейском царе Сауле и пророке Самуиле см. в Первой книге Царств (10, 1; 15, 26).
2 ...Но так же, как молот действует... силою кузнеца...- Ср. в "Рае" II, 127-128: "Исходят бег и мощь кругов священных, / Как ковка от умеющих ковать"; ср. также: "Пир" IV.
3 ...Согласно изречению Агафона...- Аристотель, "Этика" VI, 2.
|
VII |
1 ...Я признаю истинность буквального смысла...- Т. е. историческую реальность самогу события, как, например, дары волхвов. Толкования же сторонников светской власти папы Данте считал ошибочными, основанными на неправильно построенных псевдологических доводах.
2 ...Из книг, трактующих о силлогизме как таковом.- Из "Первой Аналитики" Аристотеля (I, 25).
3 ...Хотя Магистр и утверждал противоположное в четвертой книге.- "Магистр сентенций" - так назывался в Средние века Петр Ломбардский (род. в конце XI в.- ум. 1160), автор книги "Четыре книги сентенций" ("Libri quattuor sеntentiarum").
|
VIII |
1 ...Откуда, разумеется, вытекало бы то, что они утверждают.- Т. е. из евангельского текста о "связывании" и "развязывании" всего существующего на земле апостолом Петром (и, следовательно, его наследниками) (Евангелие от Матфея 16, 19). Это старый боевой аргумент декреталистов в пользу первенства папской власти во времена Данте вновь использовал папа Бонифаций VIII в булле "Единую святую" ("Unam sanctum").
2 Он мог бы также разрешить меня от грехов без покаяния, что также не мог бы сделать и сам Бог.- Если бы Бог простил нераскаявшегося грешника, то тем самым Он признал бы, что грешник не есть грешник. Вторжение Аристотелевой логики в богословие было излюбленнейшим приемом Данте, который путем рассуждения стремился привести к абсурду доводы своих противников.
3 И, таким образом, универсальный смысл, заключающийся в словах "все, что ни [quodcumque]", ограничивается в своем значении должностью ключей Царства Небесного.- Еще раз Данте настаивает на том, толкуя слово "quodcumque", что власть папы распространяется только на небесное, но не на земное.
|
|
|
|
|