1 ...Коль скоро к беднякам, чьим отцовским достоянием являются церковные средства, эти средства не попадают...- Как Бернард Клервосский и францисканцы, Данте считал, что церковь может обладать имуществом только для помощи бедным.
2 ...Они [средства] не принимаются с благодарностью от жертвующей империи.- Данте ошибочно полагал, что Константин действительно даровал Рим или даже Италию папе, однако он считал, что император не имел права так поступать и раздроблять империю на части, а папа не имел права принять этот дар. Империя, по его мнению, вправе давать церкви земли, но в разумных размерах и в целях благотворительности.
3 ...Христос, родившись, совершил бы несправедливость.- Орозий ("История" VI, 22) настаивал на том, что Христос Сам пожелал быть включенным в списки переписи, проводившейся при императоре Августе. Тем самым Он стал римским гражданином и подтвердил Свое человеческое естество. "Римское гражданство" Христа, по Орозию, доказывает Божественность самого установления Римской империи.
4 Консеквент (вывод) ложен; следовательно, истинно суждение, противоречащее антецеденту (предпосылке).- Отсюда следует заключить, что Римская империя существует по праву и что Христос не совершил несправедливости, родившись во время правления Августа. Отсюда проистекает также, что верующие должны признать римскую языческую империю как законную, установленную свыше.
5 "Топика".- Аристотеля (II, 8).
6 ...Однако силу свою обнаруживает посредством второй фигуры силлогизма...- Данте стремится свести силлогизм второй фигуры четвертого модуса к силлогизму первой фигуры через "немыслимое". Эти приемы формальной логики Данте воспринял от Аристотеля,- вероятно, через произведения мыслителя XIII в. Петра Испанского (впоследствии папа Иоанн XXI; ум. 1277), который написал "Малую сумму логики" ("Sumimulae logicales"). (Ср. "Рай" XII, 134-135.) Это место "Монархии" основывается на книге V сочинения Петра Испанского.
|
1 И если Римская империя существовала не по праву, грех Адама не был наказан во Христе...- Данте снова настаивает на ложности заключения (консеквента). По мнению Данте, Пилат, распяв Христа, наказал грех прародителя Адама. Отсюда Данте, совершенно расходясь не только с Августином, но и с Орозием, заключает, что суд римского проконсула был необходим для спасения человечества и решение Пилата было справедливо. Языческая империя, по мнению Данте, действовала согласно с Божественной волей.
2 ..."Как через одного человека вошел грех в мир..." - Послание к римлянам 5, 12.
3 ..."Он предопределил усыновить нас..." - См.: Послание к ефесянам 1, 5-8.
4 ..."Совершилось!" - Евангелие от Иоанна 19, 30.
5 ..."Кто поставил тебя судьею над нами?" - Исход 2, 14.
6 И цезарь Тиберий, чьим наместником был Пилат, не имел бы права творить суд над всем человеческим родом, если бы Римская империя существовала не по праву.- Мнение о "подсудности" Христа императорской власти звучало парадоксально для людей Средневековья, оно противоречило тысячелетней церковной традиции. Данте высказывает свое личное мнение как человек Нового времени. См. похвалу Тиберию в "Рае" (VI, 88-90): "Живая Правда... / Ему внушила славный долг - сурово / Исполнить мщенье гнева своего" (т. е. искупить грех Адама и осудить Христа).
6 ...О славная Авзония! Что было бы, если бы никогда не рождался тот, кто подорвал мощь твоей империи...- Авзония - Италия. Подробнее о даре императора Константина, "подорвавшего мощь империи", см. в гл. 9 книги третьей.
|