Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
  Трактат первый
  Трактат второй
  Трактат третий
  Трактат четвертый
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Трактат первый
  … Трактат второй
  … Трактат третий
  … Трактат четвертый
  … … I - III
  … … IV - VI
  … … VII - XI
  … … XII - XV
… … XVI - XIX
  … … XX - XXII
  … … XXIII - XXVI
  … … XXVII - XXX
О народном красноречии
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Пир » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Трактат четвертый » XVI - XIX

 
XVI.

1 ..."...Ибо заградятся уста говорящих неправду".- Псалтырь 62, 12.

2 Недаром в Книге Премудрости написано...- Книга Премудрости Соломона 6, 21. Данте вторично цитирует в "Пире" это место (см.: IV, 6).

3 ..."Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода"...- Книга Екклезиаста 10, 17. Данте уже приводил это место (см.: IV, 6).

4 Азденте.- О пармском сапожнике Азденте сведений у нас не много; он упомянут в XX песни "Ада" (118). Настоящее его имя было Бенвенуто, а Азденте (Беззубый) - прозвище. Фра Салимбене в своей "Хронике" сообщает, что он на самом деле имел много зубов; очевидно, прозвище его было шуточным. Бенвенуто был чрезвычайно богобоязненный бедняк и, по мнению Салимбене, несмотря на свое невежество, был как бы просвещен Божественным светом. Он пророчествовал и предсказывал будущее, подобно Иоахиму Фиорскому, Мерлину, сивиллам, астрологу Микеле Скотто и библейским пророкам. К Азденте со всех сторон стекался народ, чтобы послушать его прорицания. Данте, по-видимому, относился к нему насмешливо, как к лжепророку.

5 ...Альбуино делла Скала был бы благороднее, чем Гвидо да Кастелло ди Реджо...- Альбуино делла Скала наследовал своему брату Бартоломео и стал сеньором Вероны 7 марта 1304 г. В 1308 г. стал править вместе со своим младшим братом Кангранде. Альбуино умер в 1311 г. По-видимому, Данте, который был гостем его брата, с ним не сошелся и поэтому и покинул Верону. Гвидо да Кастелло ди Реджо (1235 - ок. 1315; см. "Чистилище" XVI, 125) был известен тем, что у себя в городе Реджо радушно принимал путешественников, своих и иностранных. Вероятно, Гвидо оказал гостеприимство и Данте во время его скитаний бездомным изгнанником. Гвидо называли также "простодушным ломбардцем", особенно французы; следует заметить, что в устах французов "simple" означало "верный", "добрый".

6 "Каждая вещь более всего совершенна, когда ее свойства становятся явно выраженными... <...> " - Аристотель, "Физика" VII, 6.

7 ..."...По плодам их узнаете их".- Евангелие от Матфея 7, 16.

XVII.

1   ...
"Нам только в середине указала
Игру свободных сил"...
     - Данте говорит о том, что habitus electivus (abito eligente), т. е. способность свободного выбора, "игра свободных сил", единственно ведущая к истине и добродетели, находится "посередине вещей", следуя в этом Аристотелю ("Этика" II, VI, 7).

2 ..."И Этика, премудрость отражая...".- Данте в своих разговорах о морали исходит главным образом от Аристотеля. Среди многих церковных добродетелей он выбирает те, которые наиболее человечны и которые подвластны нашей свободной воле, т. е. зависят не от благодати, а от свободного выбора людей. Само перечисление добродетелей заимствовано из Аристотеля. Этим добродетелям Данте посвящал канцоны (так называемые моральные канцоны); некоторые из них могли возникнуть еще во Флоренции, все же большей частью они были написаны уже в изгнании. Известно, что именно из комментариев к этим канцонам и возникли трактаты "Пира". Такое определение добродетелей, как, например (см. дальше): "Седьмая - это Кротость, которая умеряет наш гнев и нашу излишнюю терпимость перед лицом бедствий, обрушивающихся на нас извне", придает не церковный, а светский характер системе добродетелей автора "Пира".

3 Десятая называется Эутрапелия...- Эутрапелия - любезность, приятное обхождение, грациозность, т. е. добродетель вполне светская.

4 ..."Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".- Евангелие от Луки 10, 42.

5 ...Понять пчелу как производительницу меда было бы легче, чем понять ее как производительницу воска...- Мы видели, что, с точки зрения Данте, жизнь созерцательная и жизнь деятельная равно являются плодами благородства; хотя жизнь созерцательная и более достойна похвалы, чем жизнь деятельная, однако обе эти стороны деятельности необходимы для жизни людей. Мед и воск являются продуктом пчелы; аллегорически их можно понимать как жизнь созерцательную (воск) и жизнь деятельную (мед). Люди больше думают о меде, чем о воске; и "мед" им понятнее.

XIX.

1 ...Согласно Закону и его нормам...- Законом, или "разумом", назывались в XIII-XIV вв. "Дигесты". То место, о котором говорит Данте, находится в "Glossa Accursiana" (комментариях к текстам Законов) знаменитого болонского юриста Аккурсия, которую во времена Данте рассматривали как оригинальный текст закона.

2 Это наше благородство, приносившее столь многочисленные и столь замечательные плоды, и имел в виду Псалмопевец...- Псалтырь 8, 2; 8, 10.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)