|
|
Пир » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Трактат четвертый » VII - XI |
|
|
VII. |
1 ...Благодаря собственным своим стараниям...- Путник, находящий верный путь без всякой указки, символизирует самого Данте, ищущего истину. Этот свободный выбор собственных путей к познанию предвозвещает человека нового времени, самостоятельно мыслящего, освобождающегося от пут догматического мировосприятия и покорного следования авторитетам.
2 ...Жить для человека значит пользоваться разумом...- Дальнейшее рассуждение Данте о независимости разума, принципа существования,- новое доказательство ренессансной природы его творчества и мышления.
|
VIII. |
1 ...Согласно тому, что говорит Фома...- Одна из немногих прямых цитат из Фомы Аквинского в "Пире". Данте приводит комментарий Фомы к "Этике" Аристотеля (I, I).
2 ..."Пренебрегать тем, что о нем говорят другие, есть свойство человека не только дерзкого, но и распущенного"...- Цицерон, "Об обязанностях" I, XVIII, 98. Данте цитирует неточно, очевидно по памяти, как и во многих других местах.
3 ..."Невозможно, чтобы то, что кажется большинству, было совсем ложным"...- Мягко, но решительно Данте оспаривает мнение Аристотеля и многих современных ему церковных авторитетов. Данте, скорее, приближается к Сенеке (см.: "Письма к Луцилию" 117, 6).
4 ...Большинству людей Солнце кажется в своем диаметре шириною в один фут...- Этот пример приведен и у Аристотеля в его книге "О душе" (III, 3) как пример обмана чувств.
5 ...Диаметр солнечного тела в пять с половиной раз больше диаметра Земли...- Эти сведения взяты Данте у Аль-Фергани.
6 ..."Если есть два друга.." - Ср.: "Пир" III, 14.
|
IX. |
1 "Старые Дигесты".- Сборник законов, советов и постановлений самых древних римских юристов, составленный по приказу императора Юстиниана. В XII-XIII вв. центром изучения римского права и Дигест была Болонья.
2 ...Как бы всадник, объезжающий человеческую волю.- Сравнение Италии с конем без всадника, который носится по полю, Данте запомнил и снова употребил в VI песни "Чистилища" (88-96).
3 ...Ведь написано - "отдавайте кесарево кесарю, а Божье - Богу".- Евангелие от Матфея 22, 21.
4 ...Рассуждая об искусстве, мы императору не подчинены...- Данте ограничивает круг юрисдикции верховного правителя, как и верховного первосвященника. В вопросах философии, творчества, искусства, морали мыслящий человек свободен как от императорского эдикта, так и от папской буллы. На этих страницах перед нами снова встает свободно мыслящий мудрец Возрождения!
|
X. |
1 ..."То примет полотно,
Во что себя художник превращает".
- Одно из основных правил эстетики XIII в., идущее от Аристотеля. См. комментарий Фомы Аквинского к "Метафизике" (XII, 8 и особенно XII, 3).
|
XI. |
1 ...Богатства низменны и далеки от благородства.- Презрение Данте к богатству родилось в нем как протест против ненасытных стремлений купеческой Флоренции, не без влияния проповедей нищей братии, последователей Франциска Ассизского.
2 ..."Богатства, самое низменное, что есть в природе".- См.: Лукан, "Фарсалия" III, 118.
3 Сантелена.- Дюканж в своей работе о монетах поздней Античности описал некоторое количество монет из западных коллекций с изображением Елены, супруги императора Криспа. В народе эта монета звалась Сантелена; термин этот в XIII в. был в частом употреблении в Италии. В текстах времен Данте мы его находим в итальянском переводе романа о Мерлине и в одном из сонетов Гвидо Кавальканти.
4 ...Чтобы исполнилось то, о чем просил Провансалец...- Ученые искали сходную мысль у нескольких провансальских трубадуров, например у Каденне, у Гираута де Борнейля, однако найденные примеры недостаточно убедительны. Нам кажется, что это отзвук легенды о Ромео, верном слуге неблагодарного Раймонда Беренгария IV, графа Прованского.
5 ..."Приобретайте себе друзей богатством неправедным"...- Евангелие от Луки 16, 9.
6 И в чьем сердце до сих пор еще не жив Александр за его царственные благодеяния? - Дальше Данте перечисляет правителей, которые оказали помощь неимущим поэтам, ученым, астрономам. Среди нехристиан в этом списке имя Саладина, знаменитого султана Сирии и Египта, славившегося своей щедростью не только на Востоке, но и на Западе, где о нем ходило множество легенд (ум. 1193). Саладин за свою щедрость помещен Данте в Лимбе. Данте упоминает среди благородных покровителей маркиза Монферратского (ум. 1207); вероятно, Бонифация II, покорителя Византии, друга трубадура Аймерико ди Пегюильяно. Помещенный Данте в ад (XXVIII, 134) Бертран де Борн (ум. 1215), по легенде, отличался щедростью. Как добродетельный и щедрый человек прославился и граф Тулузский (вероятно, Раймонд V; ум. 1194), знаменитый меценат трубадуров.
|
|
|
|
|