Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
  Трактат первый
  Трактат второй
  Трактат третий
  Трактат четвертый
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Трактат первый
  … Трактат второй
  … Трактат третий
  … Трактат четвертый
  … … I - III
… … IV - VI
  … … VII - XI
  … … XII - XV
  … … XVI - XIX
  … … XX - XXII
  … … XXIII - XXVI
  … … XXVII - XXX
О народном красноречии
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Пир » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Трактат четвертый » IV - VI

 
IV.

1 ...Насущная потребность человеческого общества, устроенного ради достижения единой цели, а именно счастливой жизни...- Эта глава имеет первостепенную важность в системе мировоззрения Данте, так как она подготовляет и частично обосновывает идеи "Монархии". Мысль о том, что человеческое общество устроено для достижения счастливой жизни на земле,- одна из основных мыслей Данте.

2 Потому Философ и говорит, что человек от природы - животное общественное.- Аристотель, "Политика" II, I, 1.

3 ...И имело одного государя, который, владея всем...- Данте высказывает здесь свою любимую мысль о том, что только единая мировая империя, в которой император владел бы всем и не желал бы ничего, может обеспечить всеобщий мир на Земле; только тогда будет изгнана адская Волчица - алчность и стяжательство. На этих страницах "Пира" родилась великая социально-политическая утопия, отмеченная чертами двух эпох - Средневековья и Возрождения,- на рубеже которых она возникла.

4 ...Если много разных вещей подчинены единой цели, одна из них должна быть ведущей, или правящей, а все другие - ведомыми, или управляемыми.- Аристотель, "Политика" I, 1, 3.

5 ..."Им я даровал власть безграничную".- Вергилий, "Энеида" I, 278. Данте перевел этот латинский стих на итальянский.

V.

1 ..."Слушайте, потому что я буду говорить важное".- Книга Притчей Соломоновых 8, 6.

2 ..."И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его"...- Книга Исайи II, 1.

3 ...Как о том свидетельствует евангелист Лука.- Подобных свидетельств в Евангелии от Луки нет. Желая подкрепить свои идеи о совершенном государственном устройстве во времена Римской империи ссылками на авторитет Писания, Данте прибегает к явным натяжкам. Приписанные Луке слова, видимо, восходят к краткому упоминанию о проведении переписи по повелению императора Августа (2, 1).

4 Будьте же прокляты...- В ярости этих слов - проявление бурного и часто необузданного темперамента Данте.

5 Фабриций.- Древнеримский герой (см.: "Монархия" V, 2; "Чистилище" XX, 25-27). Весьма возможно, что Данте брал свой материал о подвиге римских героев из "Града Божьего" Аврелия Августина (V, 18). В "Монархии" перечислены следующие герои: Цинциниат, Фабриций, Камилл, Брут, Муций, Децми и Катон. В "Пире", кроме того, Урий, Друзы и Регул. Однако отношение к ним Данте отличается от августинского, например к самоубийце Катону.

6 Курий.- Манлий Курий Дентат, упомянут у Цицерона в сочинении "О старости" (гл. 16).

7 Регул.- Марк Аттилий Регул; был взят в плен карфагенянами в 225 г. до н. э. (см.: Цицерон, "Об обязанностях" III, 26-27). Его хвалили Аврелий Августин и средневековые историки и богословы. Заметим, что эта глава чрезвычайно близка второй книге "Монархии".

VI.

1 ...Для рассмотрения авторитета философа...- Данте говорит о взаимоотношениях императора, представителя высшей светской власти, с философом (понимая это слово абстрактно, как любого философа, достойного этого имени). В утопической системе Данте философ стоит рядом с императором, как советник, необходимый для справедливого управления, ибо мудрость, т. е. начало разумное, не зависит ни от авторитета церкви, ни от власти земного правителя. Данте защищает самостоятельность и свободу философской мысли. Таким образом, получается триада: папа, ведающий делами духовными; император, носитель всей полноты земной власти, и философ, хранитель мудрости на земле. И папа, и император могут ошибаться в делах мудрости, и философ им не подсуден. Следует признать, что на закате Средневековья идея эта была необычайно смела.

2 Само же слово "autore" без третьей буквы с...- Т. е. auctore, по-староитальянски писалось также auctue.

3 ..."Связывать слова".- Исидор Севильский, пользовавшийся сочинением "О латинском языке" Варрона, придавал глаголу "vico" ("avico") значения "соединять", "связывать", "побеждать". Такое же толкование давал в XIII в. Угуччоне да Пиза в своем этимологическом словаре. Глагол возводили к vates (посвященный поэт). Следовательно, поэты называются авторами, когда связывают стопы и метры, т. е. сочиняют поэтический текст.

4 ...Греческое слово "autentin"...- Угуччоне в "Большом этимологическом словаре", которым Данте непрестанно пользовался, не настаивал на том, что "аутентин" является греческим словом; так объясняет его происхождение Джованни де Дженова в своем "Католиконе". Эти сведения позаимствованы Джованни из сборника "Грецизмы" Эрара де Бетюна.

5 Зенон.- Сведения о Зеноне-стоике Данте почерпнул у Цицерона и Аврелия Августина. Зенон имел значительнейшее влияние на Данте, особенно в тот период времени, когда он писал "Пир" и скитался по Италии, поистине стоически преодолевая удары судьбы. К стоикам принадлежал и Катон, один из любимых героев Данте.

6 Эпикур.- К этому античному философу христианские писатели поздней Античности и Средневековья, за редкими исключениями, относились весьма неодобрительно. Следует удивляться объективному изложению учения Эпикура в этом месте "Пира", свидетельствующему о независимости суждений Данте. Данте поместил античного мудреца в шестой круг ада ("Ад" X, 14), среди еретиков.

7 Торкват.- Луций Манлий Торкват, эпикуреец; о нем Данте прочел также у Цицерона.

8 ...Авторитет верховного философа, о котором идет речь, остается в полной силе.- Т. е. авторитет философа, следующего учению Аристотеля. Далее высказана весьма важная для понимания философских и политических взглядов Данте мысль. Авторитет философский не противоречит авторитету императорскому, "однако последний без первого - опасен, первый же без последнего... слаб, но не сам по себе, а вследствие склонности людей к беспорядку". Несчастья всего мира происходят от несовпадения мудрости с управлением. Философский авторитет отсутствует у большинства современных правителей.

9 ..."Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки".- Книга Премудрости Соломона 6, 21.

10 ..."Горе тебе, земля, когда царь твой отрок... а не для пресыщения".- Книга Екклезиаста 10, 16-17.

11 ...Карл и Фридрих...- Данте обращается с инвективой к королям Карлу II Неаполитанскому и Фридриху II Арагонскому, королю Сицилии (см. о нем в трактате "О народном красноречии" I, 12, и в "Рае" XX, 63). Данте называет его то скупым, то расточительным. См. также "Чистилище" (XX, 79-84) и "Рай" (VIII, 82). Оба принадлежали к числу правителей Италии, которых Данте особенно не любил.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)