Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
  Новая жизнь
  Комментарии
  … I - II
  … III - VI
  … VII - XII
  … XIII - XVIII
  … XIX - XX
  … XXI - XXIV
  … XXV - XXVIII
  … XXIX - XXXIII
… XXXIV - XXXIX
  … XL - XLII
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Новая жизнь («La Vita Nuova») » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » XXXIV - XXXIX

XXXIV

[110] ...Рисовал ангела на табличках. - Гуманист Леонардо Бруни Аретино, автор «Жизни Данте» (1436), сообщает, что Данте хорошо рисовал.

[111] ...Они пребывали там уже в течение некоторого времени, прежде чем я их заметил. - Данте в «Новой Жизни» чрезвычайно чувствителен к взорам, на него обращенным. Ср.: XIV, XV (примеч. 3), XXII, XXIII и XXXV.

XXXV

[112] ...Я поднял глаза, чтоб увидеть - видят ли меня. - Данте порой глядит на себя как бы со стороны; черта, новая для средневековой литературы.

[113] Тогда я заметил некую благородную даму, юную и прекрасную собой... - Эта юная красавица известна под именем «благородной дамы» (donna gentile) или «сострадательной дамы» (donna pietosa). В дальнейшем повествовании «Новой Жизни» она представлена на первом плане, т. е. в буквальном, а не в аллегорическом смысле; своими взорами, исполненными сострадания, она отвлекает Данте от его горестных мыслей. Затем, в главе XXX, Данте называет сострадательную даму «неприятельницей разума». Его внутреннему взору предстоит Беатриче (XXXIX), и он упрекает себя, что поддался наваждению. В «Пире» (II, 2), написанном значительно позже, в годы изгнания, Данте утверждал, что «сострадательная дама» - сама Мадонна Философия, дочь Владыки Вселенной, которая в душе поэта затмила образ его юношеской любви. Чтобы объяснить это противоречие, некоторые исследователи утверждают, что Данте переделал последние главы «Новой Жизни», отказавшись от многих мыслей «Пира» (ср. его «покаянный» сонет «Звучат по свету наши голоса...»). «Новая Жизнь» была написана между 1291 и 1293 г.; ок. 1293 г. в душе Данте возникла «новая любовь к философии». Вероятно, тогда была сочинена аллегорическая канцона «Вы, движущие третьи небеса...», первая канцона «Пира», открывшая аллегорическо-доктринальный период творчества Данте.

[114] Но, боясь показать жалкое состояние моей жизни... - В оригинале: «...la mia vile vita». Vile здесь в смысле «вызывающая сострадание». М. Барби полагал, что укоризненный сонет Гвидо Кавальканти, адресованный его другу («Тебя не раз я в мыслях посещал...»), вызван подавленным состоянием, в котором Данте пребывал после смерти Беатриче (Rime della «Vita Nuova» e della giovinezza, p. 132-133). С этим мнением известного дантолога мы не можем согласиться (см. примеч. к упомянутому сонету).

XXXVIII

[115] Ясно тем, которые... смогут проникнуть в смысл этих стихов. - Если проникнуть в смысл этих и предыдущих стихов, то становится ясно, что в душе Данте возникало непреодолимое противоречие. Духовное, возвышенное и, следовательно, в его представлении разумное, «рациональное» заставляло его бережно хранить память об усопшей; мысль об иной любви, об утешении казалась ему постыдной и низкой. Однако Амор-перебежчик оказался на стороне donna gentile и заговорил голосом сердца, побеждающего разум. Это вело к жанру так называемого спора (старофранц. debйts) между глазами и сердцем, между разумной душой и неразумной страстью.

[116] Отсюда видно, что одно высказывание не противоречит другому. - Увы! Противоречит.

XXXIX

[117] ...Почти в час ноны...- Т. е. в девятый час (нам неизвестно время года, и поэтому нельзя определить время точнее). См. главу III: «Час, когда я услышал ее сладостное приветствие, был точно девятым этого дня».

[118] ...В том же одеянии кроваво-красного цвета, в котором она впервые явилась моим глазам... - Ср. III, примеч. 2.

[119] Сердце мое начало мучительно раскаиваться в желании, столь низменно мною завладевшем в течение нескольких дней, несмотря на постоянство моего разума. - Отсюда следует, что разум Данте все время пребывал верным Беатриче, отвергая утешения donna gentile, еще не преображенной поэтом в дочь Владыки Вселенной, Мадонну Философию. После краткого («в течение нескольких дней» - alquanti die) заблуждения Данте изгнал это «скверное желание» (malvagio desiderio).

[120] ...Все мысли мои обратились снова к благороднейшей Беатриче. - Вероятно, отсюда и до конца книги - позднейшая вставка. Увлечение donna gentile продолжалось не «несколько дней», но много лет, до тех пор, когда Данте вернулся в помыслах своих к Беатриче и начал «Божественную Комедию».

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)