Песнь тридцать вторая » Эмпирей. - Райская роза (продолжение)
4-6. Ту рану... - Смысл: «У ног Марии («Рай», XXXI, 115-117), во втором сверху ряду, сидит Ева (прекрасная жена), которая нанесла человечеству рану первородного греха (нарушив запрет) и растравила ее ядом (соблазнив Адама). Рана эта сращена Марией, родившей искупителя».
7-9. Рахиль. - Ниже Евы, то есть в третьем сверху ряду, сидит Рахиль («Ад», II, 101; «Чистилище», XXVII, 104), а по правую руку от нее, в новозаветном полукружии (см. ст. 25-27 и прим. 25-26), - Беатриче.
10-12. Вот Сарра... - Ниже Рахили сидят в нисходящем порядке ветхозаветные жены.
11. Та, чей правнук был царь Давид - то есть библейская Руфь.
12. «Miserere» (лат.) - покаянный псалом: «Помилуй меня».
17. Еврейки - то есть праведные жены Ветхого завета.
19-20. Согласно с тем - то есть: «Сообразно с делением праведников на ветхозаветных, веривших в грядущего Христа, и новозаветных, веривших в пришедшего Христа».
22-23. Там, где цветок созрел и распластал все листья - то есть в левом от Марии полукружии, где заняты все места.
25-26. Там, где пустые врублены просторы - то есть в правом от Марии полукружии, еще не сплошь заполненном («Рай», XXX, 132).
31. Напротив Марии, по ту сторону арены, сидит Иоанн Креститель.
33. В недрах Ада - то есть в Лимбе (ср. «Ад», IV, 52-63).
34-36. Сидящие ниже Иоанна образуют с этой стороны амфитеатра такой же раздел, как еврейские жены - напротив.
40-41. Ниже, чем проходит ряд, весь склон по высоте делящий ровно - то есть ниже среднего ряда амфитеатра.
60. Sine causa (лат.) - без причины.
68-69. Два близнеца - библейские Исав и Яков. По библейской легенде, они еще в утробе матери бились за первородство, и бог, еще до их рождения, Якова возлюбил, а Исава возненавидел.
75. В первом озаренье - то есть в той первоначальной благодати, которою бог наделяет душу, создавая ее.
94. Дух любви, низведший этот хор - то есть архангел Гавриил.
95. «Ave, Maria, gratia plena!» (лат.) - «Радуйся, благодатная Мария!»
107-108. Того, чей лик Марией украишем - то есть Бернарда, лицо которого светилось красотой в лучах Марии. 119. К Августе - то есть к деве Марии. Бернард, говоря об империи небесной и ее патрициях (ст. 117), дает Марии этот титул римской императрицы.
121-123. Левей Марии, первым в ветхозаветном полукружии, сидит Адам.
124-126. Правее Марии, первым в новозаветном полукружии, сидит апостол Петр.
127-130. Тот, кто при жизни созерцал - то есть апостол Иоанн, автор Апокалипсиса.
130-132. Рядом с первым, то есть с Адамом, сидит Моисей.
133. Анна - мать девы Марии.
136-138. Против старшины домовладык, то есть против Адама, сидит Лючия (см. «Ад», II, 97-108; «Чистилище», IX, 49-63), «просвещающая благодать».
139. Но мчится время сна. - Эти слова означают, по-видимому: «Но истекает время, положенное тебе для созерцания, словно во сне, небесных тайн».
142. К Пралюбви - то есть к богу.
Песнь тридцать третья » Эмпирей. - Райская роза (окончание)
7-9. Смысл: «В утробе богоматери снова возгорелась любовь между богом и людьми, и благодаря жару этой любви возрос райский цвет, то есть рай населился праведниками».
10. Любви полдневный миг - то есть любовь в ее зените.
65-66. Сибиллины слова. - По рассказу Вергилия, кумейская пророчица Сибилла писала свои пророчества на древесных листьях и раскладывала эти листья на полу в своей пещере. Когда вход отворялся, ветер рассеивал, их, и нельзя было восстановить смысл Сибиллиных слов («Эн» III, 441-452).
94-96. Смысл: «В ближайший же миг, последовавший за этим видением, оно в моей памяти забылось глубже, чем успел забыться в памяти людей за двадцать пять веков поход аргонавтов, когда Нептуне изумлением увидал тень Арго, первого корабля».
115-120. Смысл: «Я увидел тайну триединого божества в образе трех равновеликих кругов разных цветов. Один из них (бог-сын) казался отражением другого (бога-отца), словно радуга (Ирида) рожденная радугой, а третий (бог-дух) казался пламенем, рожденным, обоими этими кругами» (по католической догматике, святой дух исходит от отца и сына).
127-132. Смысл: «Во втором из кругов, казавшемся отражением первого (и символизирующем бога-сына), я различил очертания человеческого лица (наши очертанья)».
134. Чтобы измерить круг - то есть чтобы решить задачу квадратуры круга.
142-145. Здесь изнемог высокий духа взлет... - Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестает что-либо видеть. Но после пережитого им озарения его страсть и воля (сердце и разум) в своем стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная Любовь движет мироздание.
145. Светила - см. прим. «Ад», XXXIV, 139. |