Песнь четвертая » Первое небо - Луна (продолжение)
13-15. Вроде Даниила... - По библейской легенде, вавилонские мудрецы не могли истолковать царю Навуходоносору позабытый им сон, и он велел их казнить, но гнев его прошел, когда пророк Даниил напомнил ему этот сон и объяснил его значение. Так и Беатриче угадала сомнения поэта и разрешила их.
24. Как учил, Платон. - По учению Платона, души, до своего воплощения, обитают на звездах, куда и возвращаются после смерти человека.
25. Velle - схоластический термин, означающий: воля.
28. Всех глубже вбожествленный (colui che piu s'india) - то есть всех более погруженный в созерцание божества.
30. Иль Иоанн, - он может быть любим. - То есть: «Как Иоанн Креститель, так и евангелист Иоанн».
31-32. Твердью все равновысоки тем духам. - То есть: «Все они пребывают в том же небе, что и души, являвшиеся тебе на Луне».
33. И бытия их не иные сроки. - То есть все души одинаково вечны.
34. Первый круг - Эмпирей.
48. Кем исцелен Товит - то есть архангел Рафаил, который, по библейской легенде, снял бельма у Товита.
49. Тимей - заглавие Платонова диалога, где идет речь о возвращении душ к звездам.
58-60. Так, возвращая... - Смысл: «Если Платон имеет в виду влияние звезд на человеческие души и видит в нем причину достойных и позорных поступков, то он отчасти прав».
63. Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться. - То есть люди стали давать планетам имена богов, якобы на них обитающих.
64. В другом твоем сомнении. - См. ст. 19-21.
83. Лаврентий - римский диакон III в., сожженный на железной решетке.
84. Муций Сцевола - римский юноша, сжегший свою правую руку, когда ему не удалось убить этрусского царя Порсену.
103. Алкмеон - см. прим. «Чистилище», XII, 49-51.
107. Насилье слито с волей. - То есть насилию способствовала уступчивая воля потерпевшего.
114. О другой - то есть о той воле, про которую говорится в ст. 109-111.
Песнь пятая » Первое небо - Луна (окончание). - Второе небо - Меркурий. - Честолюбивые деятели
29. И этот клад - то есть свободная воля.
35. Разрешенья - то есть освобождения от обета.
57. Пока недвижны желтый ключ и белый. - То есть пока замены обета не разрешит церковь. Белый и желтый, то есть серебряный и золотой, ключи-символ церковной власти («Чистилище», IX, 117-129).
60. Как четыре в шесть. - Новый обет должен быть строже предыдущего.
66. Иеффай. - По библейской легенде, Иеффай, судья израильский, обещал богу, если тот пошлет ему победу над аммонитянами, принести в жертву первое, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь, которую он и предал смерти.
69-72. Вождь греков - Агамемнон, принесший в жертву свою дочь Ифигению, чтобы получить от богов попутный ветер для похода против Трои.
79. А если вами злая алчность правит - как жажда победы управляла Иеффаем и Агамемноном.
86. Где мир всего живей - то есть в сторону солнца.
93. Второе царство - небо Меркурия, где поэту предстанут души честолюбивых деятелей добра.
95. Тот светоч - то есть планета Меркурий.
98. Чье естество - то есть человеческая природа.
117. Пока не кончен труд войны. - То есть: «Пока ты еще жив». Богословская терминология различает «воинствующую церковь», то есть верующих, живущих на земле, и «торжествующую церковь», то есть праведников, обитающих на небе.
129. Чуждыми лучами - то есть лучами Солнца, застилающими свет Меркурия. |