Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
Mонархия
  Книга первая
  Книга вторая
  Книга третья
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … Книга вторая
… … I - III
  … … IV - V
  … … VI - VIII
  … … IX - X
  … … XI - XII
  … Книга третья
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Mонархия » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга вторая » I - III

 

I

1 "Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их"...- Псалтырь 2, 1-3. Всех королей и владетельных князей Данте рассматривает как тиранов, захвативших власть, им не принадлежащую, так как единственный источник законной власти - император всемирной империи.

2 ...При поверхностном взгляде я полагал, будто он достиг этого не по праву, а лишь силою оружия.- В "Пире" (IV, 5) приводятся слова Вергилия о том, что Бог дал Риму империю навечно. Данте отказывается от своего прежнего мнения, возникшего под влиянием Августина (см.: "О граде Божьем" V, 12). По учению Августина, Рим не имел "особой миссии" в истории. Он не мог осуществлять право (ius), ибо погряз в беззаконии, распутстве и стяжательстве и само понятие "право" без любви не имело значения. С ростом Рима, писал Августин, увеличивались его преступления. Цицерон был убит с согласия Августа. Даже добродетель самоубийцы Катона была лишь эгоизмом. Данте вступил в ожесточенный спор с Августином и его последователями.

II

1 ...Если... окажется изъян в форме искусства, то его надлежит всецело приписывать материи...- См.: "Рай" I, 127-129.

2 ..."И все созданное было в Нем жизнью"...- См.: Евангелие от Иоанна 1, 4.

3 ..."Ho сообразно с тем, что восприемлет природа вещи".- Аристотель, "Этика" I, 7.

4 ..."...Из самого творения".- См.: Послание к римлянам (1, 20); ср.: письмо V Данте.

5 ...Даже если печать спрятана...- Ср. образ "печати и воска" в "Рае": VII, 69; VIII, 127- 28; XIII, 67-69.

III

1 ...Римский народ был знатнейшим...- Несомненно, что мнение Данте о том, что римский народ "занимает первое место", логически недоказуемо. Для Данте понятие "монархия" не было националистическим, несмотря на его упорное утверждение (вслед за Вергилием), что римский народ должен править миром. Данте никогда не настаивал на том, что император должен быть римлянином или италийцем; он приветствовал полунемца-полуфранцуза Генриха VII как законного императора мировой Римской империи.

2 ...Согласно Философу в "Политике", знатность и древние богатства есть доблесть...- В "Пире" Данте рассматривал благородство как индивидуальный дар, независимый от происхождения. В трактате четвертом (см. гл. 3, 16 и 20) Данте опровергал определение благородства, данное императором Фридрихом II, который следовал за Аристотелем.

3 ...А согласно Ювеналу: "Знатности нет ведь нигде, как только в доблести духа".- Таким образом, Данте сопоставил два мнения - Аристотеля ("Политика" IV, 8) и Ювенала. В "Монархии" Данте менее строг к наследственной знатности (различая два ее вида), чем в "Пире". См. также "Рай" (XVI, 1). Было бы, конечно, ошибочно думать, что Данте впервые выдвинул идею о том, что существует лишь личное благородство. Такое мнение было весьма распространено не только в римской (Ювенал, "Сатиры" VIII, 20), но и в средневековой литературе. У провансальских трубадуров, которые в большинстве своем не были рыцарского происхождения, часто встречается предпочтение душевных качеств происхождению. Итальянский трубадур Сорделло высказал следующее мнение: "Нельзя сказать, что благородство зависит лишь от благородного происхождения, ибо благородный часто подл, а горожанин добродетелен и достоин похвалы" (De Lollis С. Vita e poesie di Sordello di Goito. Halle, 1896. P. 224). Так же думал Брунетто Латини и многие другие составители энциклопедий и авторы дидактических стихов.

4 ..."Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить"...- Евангелие от Матфея 7, 2.

5 ..."Царь у нас был - Эней...".- "Энеида" I, 544-545.

6 Трехчастный мир.- Т. е. состоящий из Азии, Европы и Африки - трех известных во времена Данте континентов.

7 Ассарак.- Прадед Энея, царь Трои; "племенем Ассарака" (gens Assaraci) иногда назывались римляне.

8 ...Почему поэт наш и говорит в третьей книге...- "Энеида" III, 1.

9 Дардан.- Сын Зевса и Электры, брат Язона, родоначальник племени дарданов - троян, живших близ горы Иды в области Фригии; один из легендарных предков римлян.

10 ...Где Эней так говорит Эвандру...- "Энеида" VIII, 134-137; Эвандр - аркадский царь, переселившийся в Италию, в область реки Тибр; был союзником Энея.

11 ...Вещий прорицатель...- Для Данте Вергилий не только великий поэт, но также хранитель прошлого и предвозвестник грядущего. Таким он является и в "Божественной Комедии".

12 ..."Есть страна, что зовут Гесперии именем Граи...".- "Энеида" III, 163; Гесперия - поэтическое имя Италии; граи - греки.

13 Энотры.- Древний народ в Южной Италии.

14 ...Как говорит Орозий в своем описании мира...- Павел Орозий, "История" I, 2.

15 "Тот, кого в Трое тебе родила горящей Креуса".- "Энеида" III, 340; последнее полустишие не принято в критическом тексте поэмы Вергилия. В переводе В. Брюсова: "Тот, кого в Трое тебе родила счастливой Креуса". Эта реконструкция соответствует смыслу. Во время пожара Трои Асканий был подростком. Данте не мог этого не знать. Следует предположить, что в рукописи, известной Данте, читалось "florente" ("цветущей"), а не "fumante" ("дымящейся", горящей) и что "fumante" - ошибка переписчика.

16 ...В этом двойном слиянии кровей из каждой части мира в одном-единственном муже? - Эта заключительная фраза третьей главы опровергает всякие неосновательные обвинения Данте в расизме или национализме. Для него важно "слияние всех кровей" в родоначальнике Рима - универсализм римской империи, охватывающей все народы.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)