Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
О народном красноречии
Mонархия
  Книга первая
  Книга вторая
  Книга третья
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Книга первая
  … Книга вторая
  … Книга третья
… … I - III
  … … IV - VIII
  … … IX - XI
  … … XII - XIV
  … … XV - XVI
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Mонархия » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Книга третья » I - III

 

I

1 "Заградил пасть львам, и они не повредили мне..." - См.: Книга пророка Даниила 6, 22.

2 ...Наставник нравственности. Философ...- Аристотель, автор "Этики" (см.: "Этика" I, 4).

3 ...Того угля, который один из серафимов принял с небесного жертвенника, коснувшись им уст Исаии...- См.: Книга пророка Исаии 6, 67; "...и угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул" (Пушкин, "Пророк"). Вводную главу книги третьей Данте пишет в пророческом духе, готовясь к решительному нападению на погрязшую в грехах церковь, противницу независимости империи. Гневный пафос этих строк с еще большей силой зазвучит в терцинах "Божественной Комедии": в инвективах "Чистилища", пророчествах предка Данте - Каччагвиды ("Рай" XVII) и в обличениях апостолом Петром своих недостойных наследников ("Рай" XXVII, 22-27).

4 Гимнасий.- Здесь - в античном значении: место гимнастических состязаний и борьбы. Примечательно, что образ этот, навеянный греко-римской античностью, Данте сближает с образами, почерпнутыми из Книги пророка Исаии.

5 ..."Не убоится худой молвы".- См.: Псалтырь 3, 7; ср.: "Рай" XVII, 106 и далее.

6 Итак, настоящий вопрос... касается двух великих светил...- Т. е. папы, уподобляемого Солнцу, и императора, уподобляемого Луне. О независимости императора от папского престола см. ниже, гл. IV, XVI.

II

1 Один лишь принцип есть корень утверждаемых промежуточных положений.- В силлогизме меньшая посылка (медиум) имеет свой корень в посылке общего характера. А есть С, С есть В; следовательно, В есть А.

2 ...Коль скоро из противоречащего ему суждения вытекают столь великие абсурды.- Данте с помощью несколько громоздких рассуждений в духе современной ему формальной логики стремится привести к абсурду те положения, которые могли бы выставить в воображаемом диспуте его противники, не боящиеся софизмов.

III

1 Что же касается истины третьего вопроса...- Первый "вопрос", поставленный в первой книге,- о необходимости монархии - сам по себе не вызывал споров; а если таковые возникали, полагает Данте, то по недостатку познаний. Второй "вопрос", поставленный во второй книге, был вопросом спорным; Данте утверждает провиденциальный характер языческой Римской империи, являющейся, по его мнению, не только необходимой в историческом развитии человечества, но и независимой от церкви земной. Христианская монархия Константина - продолжение языческой, но Константин совершил тяжкий грех, даровав земли империи папе,- грех, равный Адамову. Данте считает, что и в этом "вопросе" многие церковники заблуждаются по незнанию или непониманию истории. Но он, Данте Алигьери, знает, в чем суть вопроса о государстве, и может высказать о нем свое решающее суждение! Таков независимый характер и гордый ум будущего творца "Божественной Комедии". Третий "вопрос", самый главный в этом сочинении,- о независимости единого мирового государства от папского престола.

2 ...Не все, что должны воздавать Христу, но все, что должны воздавать Петру...- Это место имеет первостепенное значение для понимания "Монархии". Следует сравнить следующие положения Данте и Фомы Аквинского:
Данте
"...Верховный первосвященник, наместник Господа нашего Иисуса Христа и преемник Петра, которому мы должны воздавать не все, что должны воздавать Христу, но все, что должны воздавать Петру..." ("Монархия").
Фома Аквинский:
"...Верховный священник, преемник Петра и наместник Христа. Римский понтифекс, которому все короли христианских народов должны повиноваться так же, как Самому нашему Господу Иисусу Христу" ("О правлении государей" I, 14).
Можно сказать, что Данте вел с Фомой Аквинским упорную полемику в третьей книге "Монархии", как во второй - с Августином.

3 ...Их называют декреталистами...- Декреталии - сборники церковных установлений, папских писем и постановлений после Вселенских соборов. Ярые приверженцы папского престола считали отступления от декреталиев смертным грехом. Декреталисты XII-XIII вв. ратовали за подчинение светской власти папе. В сочинении известного декреталиста Гостензия, "Свод о заглавии декреталий", сказано, что императорская власть отделена от власти церковной, однако автор считает, что император получает корону от римской церкви и является ее наместником (т. е. викарием). Доктрина, что папа обладает полнотою императорской власти, впервые была объявлена Иннокентием IV (1234-1254). По его мнению, все римские императоры до Константина были тиранами. Император - вассал папы. В "Хронике" Франческо Пипино сказано, что Бонифаций VIII (ум. 1303) принял послов императора Альберта сидя на троне, увенчанный диадемой императора Константина (вряд ли подлинной). Правая рука его покоилась на рукояти меча; он сказал послам: "Разве я не верховный первосвященник? Разве это не престол Святого Петра? Разве я обладаю империей не по праву? Я - цезарь, я - император!" Поэтому не следует удивляться тому, что папа Иоанн XXII осудил в 1329 г. "Монархию" Данте, как произведение сугубо еретическое, на сожжение. Книга попала "на индекс" (указатель запрещенных папской курией книг) в 1554 г. Запрещение это было снято лишь в XIX в.

4 ..."Тверды на веки и веки"...- Псалтырь 110, 8.

5 ..."Влеки меня за собою".- См.: Песня песней Соломона 1, 3. Это произведение древнееврейской литературы толковалось в Средние века иносказательно, особенно в комментариях Бернарда Клервосского.

6 ...И вдобавок не желают иметь судью.- Т. е. императора.

7 Таким образом, остается спорить с одними лишь теми, кто, движимые некоторой ревностью к матери-церкви, не ведают искомой ими истины.- Т. е. спорить не с людьми, погрязшими в стяжании и других пороках, как многие служители церкви, и не с ослепленными невежеством и охваченными страстями декреталистами, а с людьми "доброй воли", но заблуждающимися. Следовательно, главные враги для Данте, с которыми он вступает в спор,- папа и те прелаты, которые думают ложно "по неведению".

8 ...С тем почтением, которое благочестивый сын обязан оказывать отцу...- Следует отметить большую сдержанность Данте по отношению к папскому престолу в третьей книге "Монархии", особенно по сравнению с "Божественной Комедией", где папе Клименту приписаны все пороки ("Ад" XIX; "Чистилище" XXXII - сцена Гиганта и Блудницы; "Рай" XIX; XVII - обман папой императора; XXVII - Климент и Иоанн XXII, "пьющие кровь святых"). Сдержанность в "Монархии", а также в письме VII объясняется тем, что во время их написания Климент еще не окончательно отвернулся от Генриха VII. В 1314 г. двуличный папа опубликовал две буллы, в которых чернил и высмеивал Генриха VII. Несомненно, что "Монархия" была написана до этих папских посланий, т. е. до 1314 г. Заметим, что в письме VIII Данте весьма резко говорит о папе. Вероятно, к этому времени относится и последний известный нам сонет 61 (CV) великого поэта: "Недолго мне слезами разразиться..." Поэтому весьма вероятно предположить, что "Монархия" была написана в 1312-1313 гг., когда автор надеялся, что разногласия между папой и императором могут быть устранены.

 
 
Copyright © 2024 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)