Иоганн Вольфганг Гёте
 VelChel.ru
Биография
Хронология
Галерея
Стихотворения
Сонеты
Канцоны
Божественная комедия
Пир
  Трактат первый
  Трактат второй
  Трактат третий
  Трактат четвертый
  Комментарии
  … Использованые издания
  … Трактат первый
  … Трактат второй
  … Трактат третий
… … I - IV
  … … V - VI
  … … VII - X
  … … XI - XV
  … Трактат четвертый
О народном красноречии
Mонархия
Вопрос о воде и земле
Новая жизнь
Письма
Об авторе
Ссылки
 
Данте Алигьери (Dante Alighieri)

Пир » Комментарии И. Н. Голенищева-Кутузова » Трактат третий » I - IV

 
I.

1 ...Из малой искры разрослась в большое пламя...- Ср. "Рай" (I, 34): "За искрой пламя ширится вослед"; "Рай" (XXIV, 145-146):

"...искра здесь живая,
Чье пламя разрослось, пыланьем став".

2 ...Как говорит Философ в девятой книге "Этики"...- См. письмо Данте к Кангранде делла Скала (XIII).

3 ...Он тем не менее должен отдавать лучшее, что может отдать...- Мысли о взаимоотношениях слуги и господина, как уже было замечено, восходят к сочинению Сенеки "О благодеяниях" (III, 21).

4 ...Как говорит Боэций...- "Об утешении Философией" II, I, 10. В "Сокровище" Брунетто Латини читаем: "Боэций говорит: недостаточно человеку того, что он видит и познает вещи, находящиеся перед его глазами, ибо предел вещей измеряется предвидением".

5 ...Не следует судить меня за легкомыслие и непостоянство.- Ср.: "Пир" II, 8; 15. По-видимому, эта мысль мучила Данте. В начале "Новой Жизни", когда о Данте заговорили во Флоренции, "преступая границы куртуазии", Беатриче отказала ему "в спасительном своем приветствии". "Сострадательная дама" в последних главах "книги памяти" описана столь реально, что многие принимали (и принимают) ее за красавицу, существовавшую на первом, "реальном" плане. Данте настаивает здесь еще раз на том, что сострадательная дама не что иное, как Мадонна Философия, дочь Владыки Вселенной.

II.

1 ...Как написано в книге "О причинах"...- Сочинение это в Средние века ошибочно приписывалось Аристотелю; его комментировали аристотелики XIII в. Альберт Великий и Фома Аквинский. Неизвестный составитель сокращал и перелагал своими словами "Теологические элементы" неоплатоника Прокла. Выражение "субстанциональная форма" не встречается в книге "О причинах", но взято у Аристотеля, однако влияние Прокла и, следовательно, идей неоплатонизма на "Пир" не следует исключать. Мысль о том, что основные (субстанциональные) формы исходят из Божественной Первопричины, встречается у Альберта Великого.

2 ..."Блага и дары становятся различными от участия предмета, их приемлющего" - Т. е. от степени подготовленности и восприимчивости их к приятию даров.

3 Альпетрагий.- Известный арабско-испанский астроном. [См. примеч. 4 к гл. III второго трактата.- Ред.] В 1217 г. Микеле Скотто перевел на латинский труд Альпетрагия "Книга о движениях небес". Имена его варьируются и встречаются в разных формах. По всей вероятности, он был христианином, обращенным в ислам, и в арабских рукописях называется также Нуреддин абу Ишак бен Аль-Битроги, к имени прибавляется Ишибили, что значит "родом из Севильи". Альберт Великий часто его цитирует, и самое вероятное, что Данте получил о нем сведения у Альберта.

4 ...Вот почему философы и называют человека Божественным животным.- См.: Боэций, "Об утешении Философией" II, V, 16.

5 ...Как это ясно видно из Боэция...- "Об утешении Философией" I, I, 4; I. III, 9.

III.

1 ...Огонь питает любовь к верхней окружности...- См.: "Чистилище" (XVIII, 28) и "Рай" (I, 115).

2 ...С гигантом по имени Антей...-Антей, сын Геи и Посейдона; Данте его поместил ("Ад" XXXI) в колодце гигантов; Антей на своей ладони спускает в нижнюю ледяную бездну Вергилия и Данте.

IV.

1 ...И можно по праву сказать, что это похвальное слово вышло из мастерской ритора...- Данте никогда не скрывает того, что учился риторике и поэтике в школах своего времени. Он унаследовал в значительной степени несколько маньеристическую, идущую от поздних латинян фразу своих учителей. Напомним, что в это время поэзию не отделяли от риторики.

2 И потому хорошо сказал священник императору...- Этот анекдот, вероятно, о Генрихе II Святом, которого звали Хромцом (император в 1002-1024); рассказан Винцентом из Бовэ в его "Историческом зерцале" (XXV, 12). Встретив на охоте в лесу бедно одетого, уродливого священника, император сперва над ним посмеялся, но, пораженный пророческим даром священника, его набожностью и умом, Генрих попросил его отслужить мессу и сделал вскоре епископом Кельна.

 
 
Copyright © 2018 Великие Люди   -   Данте Алигьери (Dante Alighieri)